Вы используете мобильную версию

перейти на Полную версию сайта

Запись

[МИФ.Курсы] Язык и культурные коды (Евгений Стефанский)

Складчина [МИФ.Курсы] Язык и культурные коды (Евгений Стефанский). Совместные покупки курсов, тренингов, обучения. Присоединяйтесь! Важен каждый вкладчик.

Тема найдена по тегам:
Цена:
3300 руб
Взнос:
299 руб
Организатор:
Евражкa

Список участников складчины:

1. Евражкa 2. Oblako_oblako
open
2
  1. Евражкa
    Евражкa Организатор складчин

    [МИФ.Курсы] Язык и культурные коды (Евгений Стефанский)

    [​IMG]


    Как жизнь наших предков зашифрована в языке и фольклоре

    Вряд ли кто-то, проговаривая известную с детства присказку: «Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки», задумывается о том, что эта фраза про общение живых и мертвых (и даже имеет отношение к шаманизму). Или что «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю» восходит к обряду инициации.

    Язык — то, что объединяет нас и наших предков. Анализируя его, мы узнаем, как в древности осмысляли время и пространство, жизнь и смерть, чего боялись и во что верили.

    Почему тоска наваливается, как обозначался центр мира и отчего «оно» и «они» — страшные?
    На лектории поговорим о том, как в слова, которые мы с вами пишем и произносим сегодня,
    впечатаны обычаи, верования и мысли людей прошлого. И это не фантастика.
    А лингвистика.

    Зачем искать в языке «преданья старины глубокой»?
    • Чтобы чувствовать язык, различая тончайшие нюансы смыслов.
    • Узнать, какие представления древних людей о мире мы, сами того не замечая, воспроизводим каждый день в своей речи. Иногда даже ритуальные заклинания!
    • Уметь подбирать точные слова и доносить свои идеи так, чтобы быть услышанным. Что полезно для пишущих людей и не только.
    • Получить мурашки и непередаваемые ощущения от прикосновения к глубокой древности.
    Для кого этот лекторий
    1. Для людей пишущих и читающих
    2. Для всех, кто обожает историю и культуру
    3. Для тех, кто поклоняется Проппу, великому и всемогущему
    Что вы вынесете из лектория
    • Раскроете для себя новые грани восприятия языка и понимания его тончайших смыслов, заложенных в лексике и грамматике
    • Увидите, как в языке закрепились представления древних о пространстве, времени, границах, жизни, смерти и существах потустороннего мира. И как мы используем эти языковые конструкции до сих пор
    • Научитесь различать неочевидное родство слов по их ассоциативной связи с древними ритуалами и магическими действиями
    Программа

    Лекция 1. Что такое антропоцентрическая лингвистика?


    1. Все знают про законы физики. А есть ли законы языка?
    2. Что интересовало лингвистов в XIX и XX веках? Лингвистика XXI века: в центре — человек как носитель определенного языка и культуры.
    3. Почему язык отражает не научный, а наивный взгляд на мир?
    4. Топонимическая легенда о волжских городах и древнейшие бинарные оппозиции (левый-правый, мужской-женский, полный-пустой, свой-чужой).
    5. Как жест зафиксировался в слове? Этимология слов «клятва» и «присяга». У какой бабушки гостили ладушки?
    6. По проспекту гуляли пары. У Ивановых сегодня гуляют. Жена гуляет от мужа. Что объединяет эти три значения глагола «гулять»

    Лекция 2. У последней черты. Пространственные культурные коды и их отражение в языке

    1. Он здесь с первого колышка. Почему строитель подобен Богу?
    2. Как обозначался центр мира?
    3. Место как обитаемое пространство.
    4. Граница: от природных границ к «мечению территории» и опахиванию до вала и крепостных стен.
    5. Почему оборона всегда круговая? Почему кремль — это укромное место?
    6. Что такое межа и почему «меж двух огней» и «между молотом и наковальней» всегда неуютно?

    Лекция 3. Это переходит все границы. Этические, юридические и эмоциональные концепты, порожденные пространственными культурными кодами

    1. Нарушение моральных и правовых норм как нарушение границы: «Его дерзость не имеет границ», «перейти Рубикон», «преступление», «проступок».
    2. Рефлексия по поводу границы: «У человека нет внутренней суверенной территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другому или глазами другого» (М. Бахтин).
    3. Актуализация внутренней формы слова «преступление» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
    4. Смех на границе. Типаж Трикстера.
    5. Юркий шалун и шальной охальник — отражение Трикстера в языке.
    6. Трикстер и черта в рассказе М. Кундеры «Эдуард и Бог»

    Лекция 4. Живые и мертвые. Оппозиция «жизнь — смерть» в грамматике славянских языков

    1. Как возникла и что отражает категория одушевленности-неодушевленности в славянских языках. Как оскорбить с помощью грамматики.
    2. «У кошки котя такое же дитя». Что обозначает средний род и класс существительных со значением детенышей животных.
    3. Его переехало трамваем. Страшное «оно» и «они» у Салтыкова-Щедрина и Булгакова.
    4. «Ингредиенты» тоски: печаль + страх.
    5. Метафорические модели тоски: тоска навалилась и «По тебе внизу тоскует мама, // В ней душа грустней пустого храма» (М. Цветаева).
    6. Тоска в контексте похоронной обрядности.

    Эксперт

    Стефанский Евгений Евгеньевич — доктор филологических наук, профессор Самарского университета, автор более 150 научных работ (в том числе четырех монографий). Научные интересы: славянское языкознание, лингвокультурология, этнолингвистика.
    Этот лекторий развивает идеи, высказанные в книге Е. Е. Стефанского и С. З. Агранович «Миф в слове и поэтика сказки»

     
    Евражкa, 12 авг 2024
    Хатхор нравится это.
  2. Похожие складчины
    Загрузка...
Наверх